Информация о налоговых консультациях

Информация о налоговых консультациях

Каждое лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять свои права и обязанности, уплачивая налоги в минимальном размере. Кроме того, современное налоговое законодательство само стимулирует планирование налоговых последствий, так как предусматривает неодинаковые налоговые режимы для различных ситуаций (использование различных налоговых схем), допуская выбор метода исчисления налоговой базы и предлагая налогоплательщикам определенные льготы.

Этим и объясняется необходимость налогового планирования, т.е. построение специализированной налоговой схемы, которое осуществляется, например, с помощью налоговых консультантов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П впервые официально признало право налогоплательщиков на оптимизацию налоговых платежей:

В случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа».

Одной из форм налогового планирования является налоговое консультирование, осуществляемое профессиональными налоговыми консультантами.
Получение налоговых консультаций на сегодняшний день чрезвычайно актуально.

Понятие «налоговое консультирование» или получение налоговых консультаций не раскрыто ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других нормативных актах, в частности, не принято положение о налоговом консультировании и услугах, связанных с ним на федеральном и региональном уровнях. Поэтому на практике требования к налоговому консультированию и условиям его осуществления формулируются нечетко.

Порядок предоставления налогоплательщикам информации по вопросам налогообложения изложен в Письме Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39:

  • в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета;
  • по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В числе прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, следует особо отметить право на получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных актов о налогах и сборах, т.е. получение налоговых консультаций, когда в лице налоговых консультантов выступают налоговые органы.

Однако в соответствии с Приказом Министерства по налогам и сборам (Федеральной налоговой службы) России от 21 мая 2002 г. № БГ-3-18/263 «О запрещении осуществления налогового консультирования организациями, находящимися в ведении налоговых органов Российской Федерации» указанные услуги юридическим и физическим лицам более не оказываются, т.е. налоговые органы в роли налоговых консультантов более не выступают.

Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2005 г. № ШС-6-14/316 “О направлении письма” данные Центральной консультационной службы Министерства по налогам и сборам России, ее филиалами, иными подразделениями экспертные заключения по вопросам налогообложения не являются официальной позицией налоговых органов РФ и не имеют юридической силы.

Из приведенных документов следует, что для доказывания правомерности своих действий налогоплательщик с полной уверенностью не может использовать даже рекомендации Федеральной налоговой службы России. Тем самым утрачивается практическое значение нормы п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ о том, что налогоплательщик или налоговый агент освобождаются от ответственности, если действовали согласно письменным разъяснениям, данным финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, В целом ставится под сомнение презумпция невиновности налогоплательщика, пытающегося устранить сомнения в толковании норм законодательства предусмотренным законом способом.

Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ налогового планирования, и осуществления налогового консультирования, отражающих интересы как государства (в лице фискальных органов), так и предпринимательских структур.

Споры между налогоплательщиками и налоговыми органами следует разрешать в арбитражном суде (т.е. налоговый арбитраж является единственным действенным инструментом для решения налоговых споров), который и оценивает соответствие действий сторон законодательству. Представляется, что проверка правильности использования налогоплательщиком нормативно-правового акта при налоговом планировании и разработке соответствующей налоговой схемы должна сводиться к следующему:

  • на первом этапе определяется совокупность действовавших в спорном периоде, относительно которого существует налоговый спор (обычно это период, охватываемый налоговой проверкой) и действующих в настоящее время (в момент разрешения налогового спора) норм материального права, которые прямо или косвенно регулируют спорные правоотношения;
  • на втором этапе уточняется, как вся совокупность этих норм должна применяться в их системной связи и иерархии с учетом сформировавшихся обыкновений правоприменительной практики.

 

При этом необходимо учитывать, что не все правовые акты, издаваемые Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, распространяются на налогоплательщиков, хотя и являются обязательными для подразделений данных государственных органов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

Безусловно, судебные органы при разрешении спора обязаны строго соблюдать закон.

Наша компания успешно работает на рынке налоговых консультаций уже более 10 лет, а потому наши специалисты по налоговым консультациям имеют огромный опыт и знания в вопросах налогового законодательства, заполнения налоговых деклараций, налогового арбитража, возврата и возмещения НДС, возврата подоходного налога, разработки оптимальных налоговых схем, сопровождения налоговых проверок и постановке налогового учета.

Налоговые консультанты готовы ответить на любые вопросы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, касающиеся налогообложения.